Именно поэтому в нашем «антинаркотическом» проекте — спектакле «НИРВАНА» — мы не хотим говорить на языке рассудка. Это бесполезно! Мы хотим давить на эмоции, пробуждать ощущения от увиденного, чтобы достучаться до каждого. Читаем дальше?

 

Кобейн родился 20-го февраля 1967 года в Хоквейме, маленьком городе, в 140 километрах от Сиэттла. Узнать больше?>>>

ГРЫмов.ру    
 
   
   
   
 
   
 

НАРКОСИТУАЦИЯ В СРЕДЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Материалы предоставленны Министерством образования Российской Федерации


Результаты общероссийского мониторинга — 2002 

Продолжение, начало смотрите здесь

  1. Актуальность проблемы противодействия наркомании признана на государственном уровне. В Российской Федерации разработаны и реализуются комплексные меры, направленные на борьбу с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков. В последние годы достигнуты определенные положительные результаты. Основополагающим документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов учреждений образования в сфере профилактики наркотизации детей и молодёжи, явилась утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерация Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (одобренная решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и рекомендованная для использования в работе органами исполнительной власти субъектов РФ). Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны территориальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и противодействия их незаконному обороту. Проблема постоянно находится в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Создана правовая основа для осуществления мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту (Федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О средствах массовой информации», «О рекламе», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). В 2002 году в целях совершенствования законодательной базы в данной области Минздравом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект федерального закона «О предупреждении наркомании и токсикомании». Разработан еще ряд законопроектов, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Подписаны соглашения о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков с рядом иностранных государств.
  2. Профилактическая работа осуществляется на всех уровнях образования — от дошкольного до высшего профессионального. В 2002 году издан и направлен в каждое образовательное учреждение Российской Федерации комплект учебно-методических пособий по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде -14 наименований.
  3. Принимаются меры по выявлению и возвращению в образовательные учреждения детей, не обучающихся в нарушение законных прав.
  4. В каждом федеральном округе созданы Центры повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В 2002 году на базе указанных центров обучено более 3 тысяч человек. В 11 городах России созданы федеральные экспериментальные центры по разработке и апробации технологии профилактики наркомании и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди молодежи в системе Госкомспорта России.
  5. Продолжает совершенствоваться система наркологической помощи детям и молодежи. Во всех субъектах РФ введена должность заместителя главного нарколога по детской и подростковой наркологии, открыты специальные отделения и кабинеты, в штаты наркологических диспансеров включены социальные работники, которые обеспечивают контакт с детьми в семье и на «улице», а также психологи и психотерапевты.
  6. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему существует ряд негативных тенденций в организации противодействия злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами среди детей и молодежи. По оценкам 47,3% экспертов, в 2002 году по сравнению с 2001 годом в их регионах в целом увеличилось число детей и молодежи, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами. Согласно данным мониторинга в 56 субъектах РФ (из 89) в 2002 году произошел рост числа потребляющих наркотические средства, в 19 — снижение, в 14 ситуация осталась без изменений. 22. Принимаемые меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи в образовательной среде по-прежнему сопряжены со многими трудностями. Органы управления образованием и образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы.
  7. Особое беспокойство вызывают безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние. Семья является основным социальным институтом социализации личности на ранней стадии её становления. Однако в переходный период общества многие семьи сталкиваются с материальными и социальными трудностями формирования благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. Число российских семей с неблагоприятными условиями воспитания, в том числе из-за материальных трудностей, достигает 30%. В половине таких семей среда девиантная, а в каждой четвертой — конфликтная. Из таких семей дети, по сути дела, «выталкиваются» на улицу, в круг таких же отчужденных от семьи сверстников, а порой и в девиантные группы.
  8. По-прежнему существуют проблемы с организацией досуга, отдыха и занятости детей и молодежи, особенно во время каникул. Согласно итогам мониторинга, каждый второй-третий ребенок свои каникулы проводит дома. В результате вместо организованного содержательного досуга дети проводят целые дни на «тусовках» в неформальных группах. Для этой части молодежи риск оказаться приобщенным к потреблению наркотических средств возрастает. Охват детей летними лагерями массового отдыха, детей — спортивными лагерями, студенческой молодежи — лагерями труда и отдыха явно недостаточен. Не решены в полном объеме вопросы временной трудовой занятости детей.
  9. Досуг — затратная сфера общества, поэтому исторически культурная среда досуга формировалась в экономически более благоприятной высокоурбанизированной среде. В такой среде сегодня проживает лишь треть российских детей и молодежи. В то же время большинство детей и молодежи по своему характеру и биологической предрасположенности тяготеют к такой динамической культурной среде, которая предоставляет им возможность для выражения своей индивидуальности в форме соревновательности и элементов игры. Реализация потребности в культурном досуге ограничена ныне всеобщей коммерциализацией этой сферы общественной жизни. Отсутствие денег лишает большинство молодых людей содержательного культурного досуга. Именно этим объясняется тот факт, что сегодня 70% детей и молодежи довольствуются социально-пассивными формами досуга — встречами со сверстниками «на улице», просмотром телепередач, видео, прослушиванием музыки. Это пассивная, но не социально-отчужденная часть детей и молодежи. Беспокойство вызывает официально отчужденная часть детей и молодежи, которая составляет 15%. А это — почти 5 миллионов человек в возрасте 11–24 лет. Данная категория требует особого внимания со стороны общества.
  10. Определенные условия для занятий спортом представляют образовательные учреждения, однако сокращение бюджетного финансирования в последние годы привело к ухудшению состояния учебно-спортивной базы, слабому обеспечению учебно-тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, что отразилось на уровне организации и качестве учебного процесса. Кроме того, после завершения обучения юноши и девушки лишаются и этой возможности. Основная причина — коммерциализация бывшей государственной спортивной базы. Недостаточно используется потенциал средств физической культуры и спорта в организации досуговой деятельности по месту жительства.
  11. Как показал мониторинг, в содержательном плане занятия физической культурой в образовательных учреждениях, которые обычно сводятся к монотонной физической нагрузке. Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития обучающихся нуждается в совершенствовании за счет увеличения в них элемента соревновательности, спортивной направленности. Требуется расширение внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на основе создания спортивных клубов в каждом образовательном учреждении, улучшение материально-технического обеспечения процесса физического воспитания.
  12. Основной формой антинаркотической профилактики в регионах, как указали 70% экспертов, является вербальная пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую. По-видимому, не найдена убедительная форма диалога с детьми и молодежью. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. Мало игровых массовых культурных и спортивных мероприятий антинаркотической направленности. Профилактические акции антинаркотического характера, как правило, проводятся в крупных городах, не затрагивая небольших населенных пунктов.
  13. Ситуация усугубляется существующими проблемами, связанными с обеспечением систематической базовой подготовки специалистов в области профилактики зависимости от наркотических средств и других психоактивных веществ. На фоне глобального характера проблемы в стране недостаточно специалистов, способных проводить квалифицированную подготовку кадров в области профилактики наркотизации населения. До настоящего времени не создана единая общегосударственная система обучения и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих антинаркотическую профилактическую работу.
  14. Несмотря на определенное участие средств массовой информации в профилактике наркомании среди молодежи, в данном направлении сделаны только первые шаги. Антинаркотические публикации в печати, соответствующие программы на телевидении и радио, носят эпизодический характер и не учитывают особенностей восприятия детей и молодежи. К освещению в СМИ проблем наркомании, пропаганде альтернативных видов жизнедеятельности слабо привлекаются специалисты, а также известные, популярные в России спортсмены, артисты и другие значимые для детей и молодежи лица. Антинаркотическая пропаганда в Интернете построена неэффективно, она не доходит до широких масс, хотя Интернетом сегодня пользуются более 4 миллионов детей и молодежи в возрасте 11–24 лет.
  15. Существуют серьезные проблемы в организации наркологической помощи лицам, злоупотребляющим наркотиками и больным наркоманией. Система реабилитации больных наркоманией недостаточно эффективна. Реабилитационных структур, способных реализовывать разнообразные и дифференцированные для различных контингентов психотерапевтические, воспитательные, образовательные, трудовые программы, и реально обеспечивать возвращение наркоманов к жизни в обществе, не хватает. Не создана сеть региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Не решена проблема недобровольной реабилитации.
  16. Недостаточно прозрачной остается деятельность негосударственных, коммерческих реабилитационных структур. Вышеуказанные структуры нередко занимаются деятельностью, которая собственно реабилитацией не является, а представляет собой детоксикацию или краткосрочное лечение. Предлагаемые ими программы реабилитации зачастую не проходят экспертизу специалистов, их эффективность объективно не подтверждена. Отдельные реабилитационные программы, реализуемые нетрадиционными религиозными объединениями, связаны с деструктивным воздействием на сознание участвующих в них лиц, наносят ущерб их психическому и физическому здоровью. В связи с этим представляется необходимым усилить государственный контроль за деятельностью негосударственных реабилитационных организаций.
  17. В профилактической работе не в полной мере используются ресурсы общественных и религиозных организаций, в том числе тех, которыми уже накоплен положительный опыт в данной области. Не обеспечивается должным образом координация усилий государственных и негосударственных структур, направленных на противодействие распространению наркомании.
  18. Остается актуальным совершенствование нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, включая внесение изменений и дополнений в законодательство, разработку соответствующих подзаконных актов в целях более эффективного применения существующих законов, устранения проблем правоприменительной практики.
  19. Недостаточным является ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

 
© ЮГ