Именно поэтому в нашем «антинаркотическом» проекте — спектакле «НИРВАНА» — мы не хотим говорить на языке рассудка. Это бесполезно! Мы хотим давить на эмоции, пробуждать ощущения от увиденного, чтобы достучаться до каждого. Читаем дальше?

 

Кобейн родился 20-го февраля 1967 года в Хоквейме, маленьком городе, в 140 километрах от Сиэттла. Узнать больше?>>>

ГРЫмов.ру    
 
   
   
   
 
   
 

НАРКОСИТУАЦИЯ В СРЕДЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Материалы предоставленны Министерством образования Российской Федерации


Результаты общероссийского мониторинга — 2002 

Данный мониторинг проведен Центром социологических исследований Министерства образования в 2002 году. Впервые в России на основе репрезентативной выборки в 88 субъектах РФ (по объективным причинам не охвачена Чеченская Республика) осуществлен персональный опрос 5000 детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, как обучающихся, так и работающих. Проведенное исследование — первый этап общероссийского мониторинга, запланированного на 2002–2004 годы. Учитывая сложность и интимность изучаемой проблемы, погрешность основных показателей допускается до ± 10%. С целью оценки состояния профилактической работы, во всех 89 субъектах РФ, включая Чеченскую Республику, проведен опрос компетентных экспертов. Опрошены 565 специалистов, в чью компетенцию входит организация профилактики наркотизации населения: наркологических служб, управлений МВД, образования, по труду и социальному обеспечению, по связям с общественностью администраций субъектов РФ, комитетов молодежной политики, межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, представителей общественных и религиозных организаций. 1. Проведенный мониторинг наркоситуации в Российской Федерации свидетельствует о том, что проблема распространения и употребления наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ по-прежнему является чрезвычайно актуальной. В 11 лет каждый второй знает о наркотических свойствах конопли или препаратов опийной группы, а в 13 лет — уже две трети. К 16 годам доля информированных приближается к 80%.

  1. Меры, направленные на профилактику, пока не привели к коренному улучшению ситуации в сфере наркотизации детей и молодежи.

    Численность детей и молодежи в возрасте 11–24 лет, с различной частотой потребляющих наркотические средства, достигает 4 миллиона, а наркозависимых среди них — составляет от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч человек. Среди всего населения России эти показатели — соответственно примерно 6,5 миллионов и 2 миллиона человек.

  2. Рост потребления наркотических средств, согласно экспертным оценкам, имеет в своей основе две главные причины: увеличение притока этих средств в страну и недостаточные усилия со стороны государственных органов, общественности и СМИ по профилактике наркотизации детей и молодежи. Население в целом самоустранилось от активного участия в антинаркотической борьбе, а усилия государственных органов и средств массовой информации по формированию конструктивного общественного мнения недостаточно эффективны. В итоге в том, что в стране растет наркотизация молодежи, 37% населения обвиняет органы власти и лишь 10% — наркоторговцев. 4. Наряду с потреблением наркотических средств интенсивно растут масштабы приобщения детей и молодежи к потреблению таких психоактивных веществ как табачные изделия и алкогольные напитки. В возрастной группе 11–24 года курят не менее 50%. В группу курящих все активнее вовлекаются девушки.
  3. В молодежной среде стало массовым потребление спиртных напитков, включая пиво. Их с той или иной частотой потребляют 80% молодежи, причем как юношей, так и девушек. Огромных масштабов достигло потребление пива, которое официально не относится к спиртным напиткам.
  4. Совокупные расходы детей и молодежи на психоактивные вещества (табачные изделия, алкогольные напитки, наркотические средства) ежегодно составляют почти 7 миллиардов долларов США. Эта сумма могла бы стать важным стимулом для развития содержательного культурного досуга детей и молодежи, удовлетворения их разумных потребностей.
  5. Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997–2001 годы, когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков — на 2,5 лет, наркотических средств — на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ стабилизировался и сегодня составляет: табачных изделий — 11,5 лет, алкогольных напитков — 13 лет (в основном пива), наркотических средств -14 лет.
  6. Вызывает беспокойство широкая вовлеченность в потребление психоактивных веществ учащейся молодежи. В этом отношении ситуация крайне неблагоприятна среди учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.
  7. Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков — это «прелюдия» приобщения к потреблению наркотических средств. С этих позиций имеющая место широкая пропаганда среди молодежи некоторых психоактивных веществ (в частности, в виде рекламы алкогольной и табачной продукции) играет деструктивную роль. Многими исследованиями доказано, что реклама психоактивных веществ на взрослое население, имеющее сформировавшиеся установки, привычки, вкусы, влияет незначительно. Подобная реклама нацелена на завоевание молодого потенциального потребителя. Выполняет она при этом две функции: приобщить детей и молодежь к потреблению психоактивных веществ (то есть некурящего убедить в престижности курения, не потребляющего алкоголь — в престижности этого процесса) и параллельно — нацелить на потребление конкретной марки товара. Такая работа эффективна только в молодежной среде, более того, косвенно она открывает дорогу для наркорынка. 10. В «рационе» подавляющей части (более 60%) молодежи, потребляющей наркотические средства, преобладают препараты конопли, у 15% — препараты опия. Эти две группы наркотических средств имеют наибольший удельный вес в общем объеме потребляемых молодежью наркотических средств — до 80%.
  8. Как показал мониторинг, лечение больных наркоманией является малоэффективным: из каждых четырех проходивших лечение официально или неофициально полностью отказывается от употребления наркотиков только один. Причиной является как неквалифицированность многих нелегальных лечебных структур, так и ряд серьезных проблемы объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается система оказания наркологической помощи. Страдающие наркотической зависимостью нередко освидетельствуются врачами лишь в связи с неврозами и расстройствами личности.
  9. Анализ общей ситуации в сфере массового распространения наркотических средств в России, преобладание зарубежных источников их поставки позволяют сделать вывод о доминирующей роли продуманной маркетинговой стратегии международной наркомафии, усилия которой направлены на завоевание рынка на территории бывшего СССР, в первую очередь — России, как экономически наиболее выгодного региона. Эта стратегия включает: а) формирование замкнутой и устойчивой системы наркотрафика как для поставки продукции на внутренний рынок России, так и для использования ее территории для транзита; б) рекрутирование сети наркодилеров оптовой и розничной торговли путем инвестирования собственного капитала; в) формирование потребительского рынка наркотических средств при помощи предварительного приобщения детей и молодежи к потреблению психоактивных веществ (табачных изделий, алкогольных напитков, некоторых фармацевтических изделий), чему способствует интенсивная реклама; г) формирование сети малого опта путем привлечения мобильных, легко мигрирующих этнических групп, имеющих на территории России и других стран корпоративные землячества и возможность межгосударственной миграции; д) формирование розничной сети наркоторговли путем вербовки детей, предварительно приобщенных к потреблению наркотических средств; е) использование благоприятных условий в России для «отмывания» наркоденег и их инвестирования в легальный бизнес: шоу-бизнес, игорный, гостиничный, туристический, строительство; ж) замещение наркотиков растительного происхождения более сильнодействующими наркотиками синтетического происхождения, в основном, зарубежного производства.
  10. Механизм реализации наркотических средств меняется, адаптируясь к обстоятельствам рынка. За последнее десятилетие наркомафия скорректировала свое поведение на российском розничном рынке в двух аспектах. Во-первых, она старается уйти из мест повышенного контроля со стороны правоохранительных органов и служб безопасности (дискотеки, образовательные учреждения, места организованного отдыха и перенести основной акцент на места временного скопления молодежи — так называемые уличные, дворовые и парковые «тусовки». Во- вторых, наряду с использованием постоянной «профессиональной» сети розничных распространителей все активнее привлекает к розничной торговле молодых наркоманов — членов молодежных неформальных групп. В результате, как свидетельствуют данные мониторинга, сегодня приобщается к потреблению наркотических средств на дискотеках один из десяти, в образовательных учреждениях — один из шести, а на молодежных «уличных тусовках» — 80% пробовавших или потребляющих наркотические средства; 90% из их числа к первой пробе наркотических средств были «простимулированы» друзьями и знакомыми.
  11. Противодействие продвижению международной наркомафии на российский рынок со стороны российских компетентных органов сегодня явно недостаточно. Денег, которые наркомафия имеет возможность инвестировать для продвижения своего товара на российский рынок, несоизмеримо больше, чем средств, выделяемых государством на антинаркотическую борьбу. По подсчетам, произведенным путем соотнесения данных мониторинга о розничной стоимости наркотических средств на российском рынке и сведений о контрабанде наркотических средств, предоставленных Главным управлением по борьбе с контрабандой Государственного таможенного комитета РФ, потенциальная рентабельность наркорынка в России сегодня составляет 500%. Ради такой выгоды наркомафия идет на риск.
  12. Результаты мониторинга позволяют предположить, что ежегодный оборот потребительского наркорынка в России составляет не менее 5 миллиардов долларов США, не считая наркотранзита и прибыли от инвестирования вырученных денег в российский бизнес. Ежегодно на приобретение наркотических средств только дети и молодежь расходуют примерно 2,5 миллиардов долларов США. В то же время на антинаркотические мероприятия в стране ежегодно тратится не более 90 миллионов долларов США, включая все их виды: борьбу с наркопреступностью, лечение и профилактику. Причем речь идет не о федеральных тратах, а о совокупных расходах, включающих финансирование из всех ныне возможных источников: федеральных, региональных и муниципальных (преимущественно), спонсорских, благотворительных (российских и иностранных) и даже пожертвованиях родителей детей, больных или ранее болевших наркоманией.
  13. включая внесение изменений и дополнений в законодательство, разработку соответствующих подзаконных актов в целях более эффективного применения существующих законов, устранения проблем правоприменительной практики.
  14. Недостаточным является ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
    Продолжение статьи читайте здесь

 
© ЮГ